Остап Нижанковский: история так и не осуществившейся мечты

Остап Нижанковский – композитор, дирижер, общественный деятель и священник. Он всю жизнь грезил музыкой, однако добиться мировой славы так и не смог. Зато получил признание как основатель украинского возрождения и защитник украинской экономики. Жизненный путь деятеля был тернист. О том, как он выстраивал свою тропу в музыке и как стал стрыйским будителем, читайте дальше на lviv-trend.

Первые шаги в музыке

Нижанковский родился в селе Малые Дидушичи на Стрыйщине (по другим данным – в Стрые). Семья была многодетной: Остап – один из девяти детей. В семье Нижанковских мужчины поколениями принимали священный сан, что во взрослом возрасте сделал и Остап.

Уже с детства юноша мечтал о музыке: играл на фортепиано и флейте, а по ночам учился писать ноты. Любовь к музыке – от мамы. Она настояла, чтобы Остап и еще два его брата с сестрой после стрыйской начальной школы поехали в Дрогобыч учиться в гимназии. Мама уехала вместе с детьми, с собой забрали фортепиано.

Остап, будучи самым старшим, проявил настоящий талант к музыке. Уже в 7-ом классе он создал кружок «тарасовцев», где вместе с друзьями пел песни тайно от поляков и москвофилов. Где-то тогда же Остап создал первую песню на слова Шевченко «Вітер в гаї нагинає». Это не понравилось учителю Гошовскому, и Остапа изгнали из гимназии. Затем он попал на 3 года в армию.

Музыкальный дебют

После окончания службы в войске Остап поступил во Львовскую академическую гимназию. Незадолго до этого случился его дебют как композитора и дирижера – на вечерах «Руської бесіди». На этом мероприятии прозвучали его композиции «Вітер» и «Не гармати грають нині». Кроме того, во Львове он руководил хором «Академічного братства».

О том, что Остап обладает недюжинным талантом, писал газетный редактор Игорь Белей в письме историку и педагогу Александру Барвинскому. Понимали, что с ними учится бесподобный дирижер, и гимназисты. Гимназический хор в честь Нижанковского назвали «Остаповим».

Становление музыканта и знакомство с Лысенко

В 1885 году общество «Зоря» устраивало вечерницы, на которые приглашали и «Остаповий хор». На выступления гимназистов приходила посмотреть местная интеллигенция. На мероприятиях «Зорі» впервые звучали произведения Нижанковского «Гуляли» и «З окрушків».

Вскоре музыкант основал издательство «Бібліотека музикальна», в котором обнародовал композиции Лысенко, Вербицкого и Вахнянина, ранее запрещавших цензуру. Это было первое нотное музыкальное общество на галицких землях. В нем выпускали и продавали экземпляры украинских песен. В это же время достижение молодого музыканта заметил Лысенко и назвал произведения Нижанковского глубоконародными.

Николай Лысенко

Николай Лысенко для Нижанковского был светочем классической музыки, на которого он равнялся. После того, как Остап четко решил, что хочет связать жизнь с музыкой, он написал Лысенко, чтобы тот помог перебраться в Киев. Несмотря на скептицизм отца Остапа, который говорил, что музыка не прокормит, молодой музыкант надеялся на поддержку выдающегося композитора, однако ответ к нему так и не пришел: отец спрятал дома письмо от Лысенко, его Остап нашел уже после смерти папы.

Обучение в семинарии и священнослужение

После того, как Остап не получил письмо от Лысенко, он, послушав отца, поступил во Львовскую духовную семинарию в возрасте 25 лет. Однако и во время учебы продолжал заниматься дирижированием. Душпастырь не покидал музыку до конца жизни. Он возглавлял хор семинарии, организовывал концерты и художественные вечера. Впоследствии основал «Хор дванадцятьох» – мужское сообщество, ставшее предвестником общества «Львівський Боян». Кроме того, сдал в Пражской консерватории экзамен на учителя музыки, однако работу так и не получил.

В семинарии учился 4 года. В это время женился на Елене (Галине) Бачинской из Стрыя, а затем получил священнический сан. Первый приход Остапа был в Бережанах, там он организовал вместе с Андреем Чайковским и Денисом Сичинским музыкально-хоровое общество «Бережанський Боян». На короткий период священник вернулся во Львов, где руководил «Львівським Бояном».

Нижанковский с семьей

В 1897 году Остап возглавил приход в селе Довжанка Тернопольской области. Там поддерживал Ивана Франко, который баллотировался в венский парламент. Когда Франко проиграл выборы, Нижанковский потерял приход: оппоненту, который победил Франка, не понравилась поддержка священником Каменяра. Тогда его перевели в деревню около российской границы.

Молочар, защитник экономики и политик

В 1900 году Нижанковский вернулся на Стрыйщину. Здесь он пастырствовал в разных селах, боролся с пьянством, искоренял неграмотность, организовывая читальные и сельские хоры и способствуя открытию филиалов «Просвіти».

А уже в октябре 1904 года основал первый молочарский союз «Маслосоюз». Эта кооперация помогла стрыянам выйти на новый экономический уровень. Впоследствии в городе открыли «Задаткову касу» – первое украинское банковское учреждение. Остап возглавил ее Наблюдательный совет. Он всегда ревностно защищал интересы украинской экономики.

Учредители и проводники «Маслосоюза». Остап Нижанковский по центру

В 1909-м в Стрые открыли выставку, на которой Нижанковский представил свои авторские ульи. В общем, священник умел хорошо резать шкатулки, имел свою коллекцию вытинанок.

Между этим он продолжал заниматься музыкой. Именно он является автором колядок «Бог ся рождає», «Во Вифлеємі нині новина» и многих других музыкальных произведений. Однако мировой славы как музыкант Нижанковский так и не снискал, поэтому полностью посвятил себя труду на благо украинской общины.

Чтобы понять атмосферу того времени, достаточно знать, что в начале ХХ века началось стремительное развитие нефтедобывающей отрасли в Галиции. Добыча нефти в районе Дрогобыча и Борислава до Первой мировой войны составила почти 6% общемировой добычи. Некоторые запасы были в распоряжении украинской администрации, из-за чего возникали многочисленные недоразумения и спекуляции. Нижанковский нередко поддерживал и защищал от клеветы президента ЗУНР Евгения Петрушевича и Государственный секретариат.

После Ноябрьского чина в 1918 году Нижанковский возглавил Стрыйский уездный совет, а также стал членом парламента ЗУНР, где возглавлял стрыйский комиссариат. Однако поработать удалось недолго.

В мае 1919 года поляки оккупировали Стрый, тогда началась волна репрессий и расстрелов. Нижанковский отказался после ряда угроз от своих полномочий. Стрыйский староста Потоцкий обманул Остапа, пообещав ему безопасность. Нижанковский остался в городе, а уже 22 мая 1919 года поляки одним выстрелом поквитались с ним, даже предварительно не проведя судебного заседания. Причиной расстрела стал фальшивый донос от односельчан, будто Нижанковский хранил оружие (по другим данным – готовил восстание).

Безосновательно обвиняемый принял смерть мужественно. После объявления о расстреле на его глазах потекли слезы, однако он быстро их вытер, а затем перекрестился. На вопрос палачей, завязать ли глаза, громко ответил: «Стреляй!». Похоронили музыканта и национального поборника без всякой церемонии, поляки позволили прийти на скромные похороны только сестрам и жене.

Гробовец Остапа и Елены Нижанковских в Стрые

Общество Остапа Нижанковского запомнило скорее как священника и общественного деятеля, чем композитора или дирижера. Он и сам при жизни шутил, что музыка в его жизни имеет место только в свободные минуты. Может, если бы отец тогда не спрятал письмо, Украина имела бы не просто несколько сохранившихся произведений музыканта, но и своего Моцарта…

Comments

.,.,.,.