«Грай, музико моя…», или как в давнем Львове обучали музыкантов

Образование без практической привязки в давности было редким явлением. К примеру, иезуиты обучались не для самого процесса обучения, а для жизни. Они знали, как применить полученные знания на практике. В частности, учебные заведения тогда активно готовили будущих ораторов, государственных или церковных деятелей, юристов и даже музыкантов. Музыкальные бурсы существовали при коллегиумах. Такая бурса была и у львовских иезуитов. Подробнее о процессе обучения львовских музыкантов далее на lviv-trend.

Какой была учеба и кто мог учиться?

Львовская бурса музыкантов при иезуитском коллегиуме была основана в 1620 году, тогда она была известна как bursae musicorum. Ее воспитанники могли овладеть игрой на музыкальных инструментах, разными техниками пения, нотами и т.д. Также была возможность заниматься музыкально-хоровым сопровождением богослужений и торжественных мероприятий, проводимых монашеским орденом или даже городом. Поэтому, музыкальная бурса была вполне органичной частью культурной жизни как иезуитской ячейки, так и целого Львова.

Учиться могли ученики с определенными музыкальными способностями. Что интересно, принимали на обучение прежде всего детей из небогатых семей. Все, кто проходил отбор на обучение, зачислялись к первой категории учащихся. Эта категория обучалась игре на инструментах и ​​пении в течение трех лет на бесплатной основе.

Все, кто преодолел эти три года, автоматически переходили ко второй категории. Они должны были отдать заведению дань за свое бесплатное образование, обучая музыке новых учеников. Эта преподавательская работа не оплачивалась. Оплачиваемой она могла стать только после отработки трех лет. То есть, у преподавателей был выбор – остаться выкладывать в бурсе за деньги или пойти заниматься карьерой или другими делами.

Статус бурс и финансирование

Музыкальные бурсы обладали определенной автономией. У них было свое руководство и независимое от коллегиумов финансирование. Руководители бурс могли решать вопросы своего института, несмотря на решение руководства всего коллегиума. Возглавляли львовскую музыкальную бурсу такие специалисты, как отец Базилиус, отец Петрус или Якоб Васкович. Якоб еще и учил грамматики, а Петрус – музыке.

Относительно финансирования, то было несколько постоянных и фиксированных источников доходов. Часть суммы выделял коллегиум из своего бюджета. Еще часть получали из доходов от землевладений. Ну, и наконец, финансово питала бурсу милостыня.

С 1655 по 1660 год ежегодно заведению требовалось 480 флоринов. После 1660 года эта сумма возросла до 546 флоринов. Такие большие финансы были не напрасны: музыкальный коллектив играл роль некоего мостика между иезуитами и внешним миром, а кроме того, делал неплохую рекламу коллегиуму. Попадая на публичные мероприятия, музыканты бурсы популяризировали иезуитское образование и весь монашеский орден.

Именно поэтому, на большие церковные праздники во Львове пытались проводить как можно больше публичных действ. В такие дни собиралось огромное количество людей, так что это был едва ли не лучший способ заявить о себе миру.

В общем, львовская музыкальная бурса при иезуитском коллегиуме удачно справилась со своей задачей. Она воспитала не только умелых музыкантов, но и смогла популяризировать образование, которое давали представители этого ордена. Деятельность такого учебного учреждения – хороший пример, как можно предоставить качественные образовательные услуги, одновременно заботясь о саморекламе.

Костел и коллегиум иезуитов во Львове

Справка: Львовский иезуитский коллегиум основал в 1591 году (по другим данным – в 1608-м) коронный гетман и канцлер Станислав Жолкевский. Действовал коллегиум на Театральной улице, 13. Иезуиты всегда славились высоким уровнем и качеством образовательной системы. В то время их заведения считались самыми престижными.

Comments

.,.,.,.