Людвик Марек, или человек, который формировал музыкальные предпочтения львовян

Его имя известно только в узком музыкальном научном кругу, а вот рядовые граждане даже не догадываются, какой вклад в музыкальную жизнь Львова внес этот человек. Настоящий виртуоз, пианист, композитор, основатель частной музыкальной школы, педагог, организатор, ученый и, наконец, человек, который формировал музыкальные вкусы львовян в XIX веке. Он поддерживал тесные связи с ведущими европейскими музыкантами и был человеком искусства, чьи произведения печатали в издательствах крупнейших в то время художественных центров. Все это о Людвике Мареке – потухшей звезде прекрасных времен. Далее на lviv-trend.in.ua.

Ранний дебют

Людвик родился в 1837 году в Тернополе в семье чешского музыканта, который с 1840-х годов владел и руководил музыкальной школой, был признан в профессиональных кругах и принадлежал к Галицкому музыкальному обществу.

Детство и юность Людвика пришлись на период господства на европейских сценах искусных пианистов и композиторов. Самыми большими светилами среди них считались поляк Фредерик Шопен и венгр Ференц Лист. Под руководством отца-педагога юный Людвик рано заявил о себе на сцене: в 10 лет он выступил во Львове, а в 13 выступал уже в сопровождении симфонического оркестра.

Учился юноша у выдающегося украинского композитора, концертирующего пианиста, дирижера Кароля Микули (по национальности армянин), а Микули учился у самого Фредерика Шопена. Фредерик доверял Каролю редактирование своих произведений, он был настоящим любимцем маэстро. В ответ Кароль создал во Львове целый культ Шопена – как в концертном исполнении, так и в методах обучения.

Кароль Микули

Сделать это он мог очень легко, потому что почти 40 лет работал руководителем Галицкого музыкального общества, директором музыкальной школы и консерватории при этом обществе, а потом еще и основал во Львове школу фортепианной игры. Под наставничеством Микули овладел мастерством игры и Людвик Марек.

Карьерный взлет и новые наставники

После того, как Марек проехался с концертами по Польше, Венгрии, Румынии и россии, в 1854 году он молниеносно выступил во Львове. После этого пианиста начали приглашать на частные музыкальные вечера львовской богемы.

Впоследствии Людвик начал и сам обучать игре на фортепиано в консерватории Галицкого музыкального общества. Здесь он работал на протяжении 1865–95 годов. Приблизительно в 1870 году Марек открыл собственную школу фортепианной игры на улице Театральной, 10.

Переломным событием его жизни стала возможность учиться у Ференца Листа. Эту возможность Марек, конечно, использовал. В 1872 году он поехал в немецкий город Веймар учиться у знаменитого композитора. Уже в том же и в следующем году он давал концерты по Германии и Австрии. В программах Людвика постоянно звучали технически сложные произведения Листа.

Ференц Лист

К формированию Людвика как профессионала присоединился также немецкий дирижер, пианист и композитор Ганс фон Бюлов. Он рассказал Мареку секреты прочтения сочинений Людвика ван Бетховена.

Развитие школы

После возвращения во Львов прогрессивный музыкант для преподавания в своей частной школе (где учили, кроме игры на фортепиано, еще пению и сценическому мастерству) специально получил концессию (право на профессиональное преподавание). В школе учили талантливые педагоги, во время преподавания они опирались на манеру исполнения Ференца Листа – любимого маэстро Марека.

Школа была очень популярна, она проложила дорогу в успешное будущее многим музыкальным звездам, а некоторые выпускники потом учились у самого Листа. В то же время, были в школе и противоречия. Дело в том, что ярый поклонник Листа Марек часто не мог прийти к согласию с шопенистом Каролем Микули. Поэтому, Львов поделился на два условных лагеря – листианцев и шопенистов.

Два центральные музыкальные лица тогдашнего Львова так и не достигли согласия: существовали слишком большие разногласия в их убеждениях. Однако следует отметить, что сам Марек в нескольких своих научных работах признал возможный синтез листовской и шопеновской школ.

В своей школе Людвик продавал и давал в аренду фортепиано и рояли. Он смог наладить сотрудничество с ведущими мировыми производителями, а его склады с инструментами находились на улице Коперника, 3, и площади Ивана Подковы.

Другая деятельность

Во Львове Марек занимался не только педагогической деятельностью. Он проводил интенсивную и одновременно успешную гастрольно-исполнительскую практику, работал композитором, организатором музыкальных событий, успевал заниматься и наукой.

Марек занимал должность артистического директора мужского музыкального общества «Гармония». В 1877 году он инициировал создание бесплатных инструментальных классов для детей из семей с разными достатками и мальчиков-подростков из приютов. При «Гармонии» функционировал духовой оркестр, который постоянно участвовал в различных торжествах, устраивал выступления во львовских парках и местных площадях. Программы оркестра предусматривали и благотворительные творческие акции, и тематические концерты, посвященные юбилеям выдающихся композиторов. К выступлениям иногда приобщался и сам маэстро.

Оркестр общества “Гармония”

Что интересно, в те времена во Львове еще не было филармоний как концертных учреждений, поэтому гастрольные выступления иностранных пианистов организовывали разве что самостоятельно местные музыканты. Они брали на себя все администрирование. Марек благодаря своему авторитету и личным контактам пригласил во Львов пианистов Ганса фон Бюлова, Артура Рубинштайна, Карла Таузига, скрипача Генрика Венявского, певца Владислава Мержвинского и многих известных исполнителей. Гастролеров обычно Марек принимал прямо у себя дома. Дом его семьи стал этаким музыкально-художественным центром Львова.

Как и многие концертирующие пианисты того времени, Марек пробовал себя и в композиции, обычно – для фортепиано. Это ему хорошо удавалось, поскольку произведения Людвика печатали не только во Львове, но и в Лондоне, Гамбурге, Берлине, Вене, Париже, Лейпциге… Их сохранили в частных сборниках и библиотеках музыкальных учебных заведений. Внимание заслуживают посвящения некоторых из этих композиций, такие как посвящение княгини Виндишграц, бессарабской принцессе Анет Ботесато, княгине Марцелини Чарторыйской, пианистке Клари Шуман или любимице Листа Софи Ментер.

Смерть и забытье

Музыкант скончался в 1893 году, в возрасте 56 лет. Причина – больное сердце. Похоронен на Лычаковском кладбище. Похороны виртуоза сопровождал оркестр общества «Гармония», попрощаться с этим полным заслугой человеком пришло немало людей.

Школой после смерти художника руководила его жена Мария, а затем дочь Мария, которая смогла построить успешную карьеру оперной певицы. Позже школой орудовала ученица Людвика, талантливая пианистка и аккомпаниатор Гелена Оттавова. Тогда школа размещалась на Театральной, 16.

Школа Гелены Оттавовой

Педагогические наработки Людвика учли при создании пособий для преподавания в местной консерватории, а его произведения прослеживались в репертуаре пианистов еще в течение 20 лет. А вот после прихода советской власти имя музыканта постепенно стали забывать. Его работы все чаще исчезали с концертных программ, а впоследствии заросла и тропа к могиле, стерлась надпись на надгробной плите.

И только скромная запись в кладбищенской книге подтверждает погребение на поле № 13 того, кто одно время формировал музыкальную традицию Львова.

Comments

.......