Печальная участь львовских органов (часть 2)

Это продолжение статьи о львовских органах, большинство которых, к сожалению, утрачено.

Монумент, Орфей и «Франкенштейн»

В бывшем Костеле бернардинцев, а сейчас Церкви святого Андрея, на хорах можно увидеть корпус барочного органа, созданного в 1810 году Якубом Крамковским, который имел площадь 40 квадратных метров, пишет lviv-trend.in.ua. В конце XIX века этот монументальный инструмент восстановил знаменитый мастер Ян Сливинский, о котором пойдет речь ниже.

В историческом музее сохранился невероятно красивый комнатный орган ХVII века из польского городка Скальник, один из самых древних в Украине, из коллекции Владислава Лозинского. Инструмент совсем небольшой, декорированный росписями, позолотой, атлантами и кариатидами. Есть там изображение пейзажа с замком, Орфея и танцовщиц с музыкальными инструментами. Все его механизмы тоже сохранились и могут быть восстановлены.

Декоративным остался и орган филармонии, который в 1955 году был перенесен из бывшего Костела доминиканцев. Его можно назвать органным «Франкенштейном», ведь первый мануал и педали происходят из Доминиканского костела, а второй мануал — из лютеранской церкви на улице Зеленой. А предыдущий орган 1920-х годов был разобран в 1952 году, и во дворе старого помещения консерватории еще долго валялись его трубы…

Самый большой утраченный орган

К сожалению, большое количество львовских органов навсегда утрачено, в том vчисле и самый большой инструмент из всех, когда-либо действовавших в городе. Это знаменитый «Гранд» из бывшего Костёла святой Елизаветы на площади Кропивницкого. Инструмент изготовила известная фирма братьев Бернацких из Влоцлавка, один из них был даже поставщиком императорского двора. Создание уникального органа длилось более года — с 27 февраля 1925 года по 11 июля 1926 года, когда в честь открытия большого органа устроили большой концерт.

Он был адаптирован под интерьер костела в неоготическом стиле. Говорят, что звук этого органа было слышно на всю окраину, вплоть до Львовской политехники. Газета «Слово Польское» («Słowo Polskie») писала о нем:

«Монументальная святыня получила органы, которые будут славить не только приход костела, но и целый Львов, потому что они самые большие и величественные в Польше, оснащены всеми современными приборами», а еще у него были даже спецэффекты, в частности колокольный звон и эхо, когда казалось, что орган звучит не внутри, а на улице.

Во время Второй мировой войны он был уничтожен, хотя в 1960-х годах в костеле можно было увидеть остатки труб и пульт от крупнейшего львовского органа.

Орган по бартеру

Интересная история получилась с органом из Костела Пресвятой Троицы из села Поморяны 1882 года, который считается одним из самых древних в Украине. Поскольку в 1980-х годах костел бездействовал и приходил в упадок, орган забрали во Львов в музей истории религии. Во время реставрации обнаружили необычные гвозди, которыми пользовались до начала ХVIII века — четырехгранные, кованые, с двумя зубцами для сцепления. Поэтому уникальный орган, корпус которого датируется еще ХVII–XVIII веком, был передан в Армянский кафедральный собор, где он хранится до сих пор.

Орган имеет один мануал, 740 труб и 10 регистров, среди которых один экзотический и очень приятный — бамбуковая флейта, трубы этого регистра изготовлены с использованием натурального бамбука.

Когда в конце 1980-х годов поморянские священники потребовали обратно свой орган, музейщики предложили бартер и отправили вместо него маленький орган из Закарпатья начала ХХ века, один из самых маленьких в Украине.

Опера и Борислав

Утрачены и два органа из Оперного театра. Первый в 1899 году смонтировали согласно с первоначальным проектом Зигмунта Горголевского, для чего над сценой соорудили специальную консоль. У него было густое, солидное звучание, но место органиста было расположено очень неудобным образом, и он не мог видеть дирижера. А для того, чтобы увидеть сцену, нужно было оглядываться назад.

В 1960-х годах в театр привезли лучший орган из Костела святой Анны города Борислава. Но и здесь, чтобы увидеть сцену, органисту нужно было периодически вставать. На одном из представлений, когда на балконе была большая толпа, орган повредили и вскоре разобрали.

Кавайе-Коль и Сливинский

Еще один утраченный львовский орган был создан знаменитой фирмой Кавайе-Коль (Cavaillé-Coll), французского основателя которой Аристида Кавайе-Коля можно назвать органным Страдивари. Размещался уникальный инструмент в женском монастыре «Святого сердца» (Sacre-Coeur), который был на площади напротив Собора святого Юрия. Храм частично сохранился, там функционирует один из корпусов Львовской политехники, а вот один из лучших наших органов, очень изысканный и с приятным звучанием, был утрачен…

Учеником и многолетним работником фабрики Аристида Кавайе-Коля был знаменитый Ян Сливинский, в 1876 году открывший свою фабрику во Львове. Она изменила многие адреса: театр Скарбека, Коперника, 9, Слюсарская, 3, Хорунщизны, 9 (сейчас Ковжуна, 5). И, наконец, в 1888 году Сливинский приобрел дом на Коперника, 16 с огромным двором для хранения материалов. Это была одна из лучших органных фабрик Польши того времени, Львов стал органной столицей, а дом Сливинского до сих пор отличается красивыми барельефами женщин с музыкальными инструментами авторства Петра-Виталиса Гарасимовича.

За время существования фабрика Сливинского изготовила более 200 органов, в частности, для костелов Марии Снежной, Казимира, Катедры, Иезуитского костела… Органы из Львова отправились в Луцк, Станиславов (Ивано-Франковск), Вильнюс, Кишинёв, Краков, Лейпциг… В Галичине сейчас сохранились действующими только два — в Самборе и во львовской Катедре, о котором было сказано выше.

Органы Сливинского отличались невероятной мягкостью звучания.

«Математический замер каждой пищалки (органной лабиальной трубки) доведен до такого совершенства, что можно сразу получить желаемый тон. Это моя тайна, которая была получена мной за годы долгих студий», — писал Сливинский в каталоге своих работ.

Крупнейшим из изготовленных фабрикой инструментов был орган львовской филармонии, которая тогда размещалась в театре Скарбека, современном Драматическом театре имени Марии Заньковецкой. «Газета Львовская» (Gazeta Lwowska) писала:

«Местная фирма Сливинского готовит для львовской филармонии, заказанный для нее орган по цене 22 000 корон. Конструкция соответствует стилю зала […] Орган будет иметь 32 голоса, будет отвечать всем требованиям исполнения концертных произведений. Ширина органа определена 9 метров, высота 13 метров».

Впрочем, Ян Сливинский смонтировал инструмент, но услышать его не успел, поскольку умер в 1903 году от тяжелой болезни, после того, как упал с лесов, настраивая орган…

Военный орган

Война не позволяет сейчас отреставрировать какой-либо из львовских органов. Но она подарила нам новый! В прошлом году на главном вокзале установили уникальный инструмент, арт-инсталляцию. Он изготовлен из немецкого органа и обломков российских ракет. Автор Жанна Кадырова имела целью «популяризировать украинское культурное наследие и переосмыслить наши традиции через современное искусство», что ей блестяще удалось.

«Львов это ворота в Европу, орган прежде всего ассоциируется с европейской традицией» — сказала она на открытии, но впоследствии инструмент планируют забрать в Италию.

Звучание органа — самое торжественное и самое мощное из всех музыкальных инструментов, когда его слышишь, по спине бегут мурашки, а сердце замирает… И так хочется, чтобы все наши оргАны когда-то отреставрировали, и единственный музыкальный организм Львова снова заработал всеми своими внутренними Органами, вселяя в каждую душу любовь, надежду и веру!

Comments

.......