Бонди Весоловский и «Ябцё-джаз» – львовские поп-звезды 1930-х

Львовяне в 1920-х годах начали ориентироваться на европейскую культуру и организовывать свой досуг, как это делали в странах Запада. Тогда и началась эпоха хипстеров, «фестин», «ревиев» и т.д. На львовской сцене в то время доминировали польские джазовые группы. Также львовяне часто перепевали итальянские и немецкие хиты. Народные же песни тогда в основном воспринимались как нечто устаревшее и немодное. Однако все же потребность в украиноязычной музыке была. Это обусловило появление в 1930 году во Львове первых украинских поп-звезд – джаз-капеллы Леонида Яблонского, известной как «Ябцё-джаз», пишет lviv-trend.in.ua.

Как основали «Ябцё-джаз»?

Джазовый коллектив создали студенты музыкального института Лысенко. В эту группу вошли тогдашние «мажоры» – руководитель и скрипач Леонид Яблонский по прозвищу «Ябцё» (сын полковника УНР) и пианист Анатолий Кос-Анатольский (также сын полковника).

Сначала музыканты давали концерты в Гребенове – курортном городке Карпат. Среди их слушателей были такие влиятельные люди, как Уинстон Черчилль, Франц Фердинанд и Андрей Шептицкий.

Присоединение к группе Бонди и сессионных участников

Впоследствии группа стала популярной и во Львове, где выступала на музыкальных вечерах, новогодних вечеринках и т.д. Там часто давал концерты также подростковый квартет Богдана Весоловского (имел прозвище «Бонди»), он происходил из семьи политиков.

Через некоторое время Бонди присоединился к капелле. Тогда он уже имел свои собственные песни, поэтому стал главным композитором в «Ябцё-джаз». В 1937 году он создал хит группы – меланхолическую песню «Придет еще время». Ее напевали на всех застольях и в общественном транспорте. Затем появилась также женская версия песни. «Ябцё-джаз» иногда перепевал по-украински европейские шлягеры (популярные песни), например, мелодию La Paloma.

Часто группа выступала на кооперативах юристов, медиков и т.д. Для выступлений перед такой аудиторией «Ябцё-джаз» иногда объединялся с капеллой, которой руководил Иван Костюк.

Как-то в Бонди завязались любовные связи с вокалисткой Ирэной Яросевич (псевдоним – Рената Богданская), потом она присоединилась к составу капеллы и стала сессионной (временной, гастрольной) солисткой. Также сессионным был композитор Степан Гуминилович.

Распад группы и дальнейшая судьба музыкантов

Осенью 1938-го Бонди решил поехать в Хуст строить Карпатскую Украину и заодно свою карьеру юриста и дипломата. Тогда джазовая капелла Яблонского начала понемногу распадаться. Впоследствии Весоловский уехал в Вену, а после войны эмигрировал в Канаду, где устроился в украинскую редакцию канадского радио.

Ирэна присоединилась к группе варшавских евреев «Тео-джаз». Иногда она гастролировала по СССР, однако после прихода нацистов в июне 1941-го она уже не вернулась в Варшаву. Молодой студентке консерватории нужно было зарабатывать на жизнь, и она продолжила вместе с «Тео-джазом» гастроли по Советскому Союзу. Они выступали в колхозах за еду, иногда жили в вагонах для скота.

Затем Ирэна присоединилась к оркестру армии поляков-экспатов СССР, так называемого корпуса генерала Андерса (к слову, за него Ирэна впоследствии вышла замуж). Вместе с оркестром она гастролировала по Ирану, Ираку, Палестине, Египту. В конце войны попала в Италию, где снялась в двух фильмах.

Ирэна Яросевич

Леонид Яблонский уехал с семьей в 1942 году в Чехию, а затем – в Аргентину, еще позже – в Канаду.

Степан Гуминилович еще в 30-е годы стал членом ОУН. Потом попал в тюрьму, а, выйдя из нее, записался в «СС Галичина». Тогда попал в британский плен, а в конце 40-х уехал в Южную Америку, еще позже – также в Канаду.

Анатолию Кос-Анатольскому удалось переждать войну в Украине, он даже сделал здесь неплохую карьеру: работал преподавателем во Львовской консерватории и творил музыку, за что получил несколько премий, звание народного артиста и даже стал депутатом УССР.

Comments

.,.,.,.