Метафора львовских 1990-х: история фестиваля «Вывих»

«Вывих» – это львовский молодежный фестиваль альтернативной культуры и нетрадиционных жанров искусства. Он стал метафорой львовских 90-х – начала творческой свободы и духовной независимости. К событию была привлечена нонконформистская молодежь, а также все желающие свободно выражать свое мнение, пишет lviv-trend.in.ua.

Три дня безудержного веселья на первом «Вывихе»

Впервые «Вывих» состоялся в конце мая 1990-го, тогда его приурочили к первой годовщине Студенческого львовского братства и Дню освобождения Африки.

Организовало фестиваль Студенческое львовское братство, возглавляемое Маркианом Иващишином. Идейным лидером фестиваля был сам Иващишин, режиссером – Сергей Проскурня, художником – Юрий Кох, сценаристов было три – Юрий Винничук, Александр Ирванец и Любомир Петренко.

Спонсировал мероприятие завод, который производил и ремонтировал автомобили. Местом проведения стал Парк культуры. Рекламировали событие с помощью брошюр с интересным рисунком и краткой информацией. Эти рекламные брошюры, а еще гротескные плакаты создал Юрий Кох. Он пробовал иронизировать СССР.

Пригласить творческих людей поучаствовать в фестивале тогда было не сложно. Музыкальные стили и жанры были неограниченными, событие посетили хоры, капеллы гармонистов, оркестры, театры оперы и балета, хореографические коллективы и т.д. Среди рок-групп приняли участие «Мертвый Пивень», «Плач Иеремии», «Братья Гадюкины», «Вопли Видоплясова». Также присоединилась группа «Табула Раса», литературная группировка «Бу-Ба-Бу», поэт Назар Гончар, певица Таисия Повалий и другие.

Между выступлениями проводились разные конкурсы, например, конкурс анекдотов, где после долгого этапа цензуры наконец-то могли звучать политические шутки. На конкурсе рисунков участники представляли свои карикатуры на политических лидеров и политическую систему в целом. Жюри, выбиравшее победителей, состояло из шести членов, а призами служили сигареты и пиво.

Случались и курьезы. На стадионе «Юность», где выступали музыканты, возник пожар. Из инструментов спасти удалось только арфу.

Второй «Вывих» с еще большим градусом безумия

Второй раз фестиваль состоялся в начале октября 1992 года, уже в условиях тотальной свободы.

Его формальным директором стал Олег Тягнибок. К организации фестиваля, кроме тех, что организовывали первый «Вывих», присоединились поэт Назар Гончар и художник Влодко Кауфман.

На этот раз мероприятие происходило в течение четырех дней в центре Львова. Спонсорами стали международные авиалинии, банки и разные фирмы. Агитировали мероприятие не только с помощью листовок и плакатов, но и спецвыпуска в газете «Post-Поступ».

Количество музыкальных групп увеличилось, по сравнению с 1990-м. В частности, присоединились группы «Скрябин», «Вий», «Колокол», «Эйфория», «Рутения» и многие другие.

Конкурс анекдотов решили провести в «Доме актера». Среди призов снова было пиво, сигареты, а еще карбованцы. На улице Чайковского проводили «брейншторм». А возле Оперного театра показывали спектакль «Крайслер Империал». Его исполняла группировка «Бу-Ба-Бу», срежиссировал спектакль Сергей Проскурня. На сцене можно было наблюдать за абсурдным и одновременно интригующим сочетанием балета, оперы, рок-музыки и причудливого перформанса.

Еще одним перформансом были «Похороны беды». Гроб – символ беды – пронесли под барабанную дробь через центр города. Львовяне могли бросить в него записки, где предварительно написали свои проблемы, бутылки для алкоголя, сигареты и т.д. Позади памятника Мицкевичу произошло событие с причудливым названием «Под задницей у ангела». Там сначала декламировали стихи, а потом просто начали импровизировать, высказывать свои мысли и изливать душу.

На фестивале свободно высмеивали все, что хотели. Например, советскую форму разрисовали цветами, разными надписями и радугой. Символом второго «Вывиха» стало «вывихнутое» здание на площади Марийской, 10. За год до фестиваля оно почти все сгорело, поэтому во время фестиваля здание расписали разными цитатами и поэзией за одну ночь.

Завершился фестиваль фейерверком «Спокойной ночи», а еще перформансом «Колыбельная Забава», во время которого девушка в образе статуи «Славы» прошлась по сцене с пальмовой ветвью.

Фото: медиа-архив Центра городской истории

Comments

.,.,.,.