Достигал высот настойчивостью и талантом – режиссер Григорий Кохан

3 января 2014 г. отошел в вечность известный украинский режиссер Григорий Кохан, в творчестве которого много кинолент. Деятель искусства снимал фактически первый советский сериал о милиции и фильм об УПА, пишет lviv-trend.in.ua.

Обучение

Григорий родился 23 июня 1931 г. в с.Бортков, близ Золочева, в многодетной семье – кроме него у родителей было еще четверо детей. Именно отец привил мальчику любовь к искусству, поэзии, мечтал, чтобы сын стал священником. Сам Григорий с первого класса рисовал, создавал декорации для местного театра, много читал. Парень вспоминает как со сверстниками организовывали представления. В 1944 г. при загадочных обстоятельствах погиб один из братьев Григория, а в 1945 г. пропал без вести и отец.

Окончив среднюю школу, парень стал студентом художественного отдела Украинского полиграфического института, который окончил в 1955 г. Григорий планировал поступать в киевский театральный институт, однако не переехал в столицу из-за материального положения – общежития не давали, пришлось бы арендовать жилье. После окончания учебы Григорий до 1962 г. работал в Армянском государственном издательстве художественной литературы, получил двухкомнатную квартиру, имел хорошую зарплату.

Кохан, работая в издательстве, всегда мечтал творить в кинематографе, снимать увлекательные ленты с интересными персонажами. Этот интерес привел мужчину в государственный институт кинематографии. В 1964 г. Григорий окончил высшие режиссерские курсы и стал работать режиссером Киевской киностудии научно-популярных фильмов. На этой должности снял более 10 документальных лент. В 1969 г. Кохан стал режиссером национальной киностудии им. А.Довженко.

Первые работы

Первой художественной работой молодого режиссера стал фильм о событиях, происходивших в рядовой деревне Прикарпатья в 1905 г. Фильм получил название “Хлеб и соль”, вышел на экраны в 1970 г. В следующем году режиссер снял еще один фильм о прикарпатской деревне – “Живая вода”. Главные герои фильма – деревенская красавица Дана и лесничий Антон. Любовь развивается на фоне борьбы с незаконной вырубкой лесов. Интересно, что главную мужскую роль в двух фильмах исполнил актер Кость Степанков, впоследствии сыгравший известного советского партизанского командира Сидора Ковпака.

В 1972 г. Кохан решил отойти от темы деревни и снять приключенческий фильм. Так появилась лента “Укрытие у Красных камней”, рассказывающая о противостоянии советских пограничников и КГБ с иностранными шпионами. Указанные ленты не стали культовыми, однако позволили Кохану “набить руку” в режиссерском кресле.

Милицейский блокбастер

Настоящая удача молодому режиссеру улыбнулась в 1973 г., когда его пригласили к съемкам фактически первого сериала о советской милиции под названием “Рожденная революцией”. Главный герой – рабочий завода Николай Кондратьев, прошедший путь от простого милиционера до генерал-лейтенанта милиции. В ленте показано развитие милиции СССР с 1917 до 1970-х гг.

Лента получилась динамичной, интересной, с погонями, перестрелками и драками. В картине присутствует советские клише – произвол кулаков, священник возглавляющий банду, борьба рабочих за свои права. Однако они не искажают фильм, не делают из него пропагандистскую чушь.

Ни один режиссер не решался снимать масштабную картину работы советской милиции, а Кохан взялся. Именно режиссер отстоял то, чтобы на главную роль избрали Евгения Жарикова (свыше 30 претендентов), поскольку руководители киностудий были уверены, что Кондратьева должен сыграть популярный актер. Кохан утверждал, что посвятил свой фильм знакомому, который был капитаном милиции.

Кохан на съемочной площадке 

Режиссер утверждает, что название для сериала придумал сам министр МВД СССР Николай Щелоков, консультантами выступали генералы милиции, являвшиеся свидетелями рождения службы. Съемки 10 серий продолжались до 1977 г. – очень долго, ведь сегодня полицейский сериал продолжительностью 16 серий с легкостью снимают в течение одного года. В 1978 г. шесть человек (включая и Кохана), причастных к созданию сериала получили Государственную премию СССР в размере 6 тыс. рублей.

 Другие работы

После “Рожденной революцией” Кохан начал снимать ленты, посвященные исторической тематике. Так, в 1982 г. он работал над исторической драмой “Ярослав Мудрый”, о выдающемся князе Киевской Руси. 

Постер фильма “Ярослав Мудрый”

Далее Кохан снимал 5-серийную ленту “Кармелюк” об известном повстанце Устиме Кармелюке, боровшемся против барщины,  который создал вооруженный отряд.

Следует обязательно отметить еще одну работу Кохана (в тандеме с режиссером Тимофеем Левчуком) – “Война на западном направлении” (1990 г.). 6-серийную ленту снимали во время Перестройки, когда СССР уже трещал по швам. Создатели картины стремились отойти от вставленных канонов фильмов о Великой Отечественной войне. Кохан утверждал, что хотел  показать то, что раньше умалчивалось – ужасные потери среди советских войск, репрессии в командном составе Красной Армии, ошибочные решения высшего советского государственного командования, трагедию рядового солдата.

Григорий Кохан

 Мечты, оставшиеся на бумаге

Григорий Кохан продолжал работать и в Независимой Украине. Он стал режиссером детективного сериала “Стамбульский транзит”,  в 1995 г. работал над лентой об УПА “Казненные рассветы”. Многие российские кинокритики и часть коллег украинца называли его предателем, после того как он снял “Рожденную революцией”. 

Кадр из ленты “Казненные рассветы” 

Кохан попытался показать трагедию украинцев в годы Второй мировой войны, когда шло братоубийство, поскольку бойцы УПА воевали с украинцами, служившими в рядах Красной Армии. Режиссер утверждал, что из его картины вырезали многие документальные кадры, остро критиковали за сцену, где бойцы УПА убивают семью главы колхоза.

В 1998 г. вышла последняя лента Кохана “Тупик”, главный герой которой – молодой парень, сбежавший из армии и начавший заниматься криминалом. Таким образом, украинский режиссер хотел показать судьбу молодого человека, который в бурные 1990-е гг. оказался на перепутье. В фильме поднимается много интересных вопросов, проблем с которыми сталкивалась тогдашняя молодежь.

Григорий Кохан совместно с писателем Сергеем Бортниковым написали сценарий продолжения “Рожденной революцией” – “Рожденная независимостью”, который должен был показать зарождение и деятельность милиции Независимой Украины. Однако 10-серийный сценарий так и не пошел в работу из-за нехватки средств. Возможно, удалось бы и снять ленту, если бы не трагическая смерть министра МВД Юрия Кравченко, который обещал взять проект под патронат.

После того, как Кохан перестал снимать фильмы, он давал консультации молодым режиссерам, преподавал в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого. Деятель искусства справедливо замечал, что бедой современного украинского кино является нехватка финансирования, влияние политики (находящийся у власти тот диктует условия), прихоти частных инвесторов, которые во многих случаях полные нули в искусстве.

Григорий Кохан. Последние годы жизни

Григорий Кохан был женат. Жена режиссера – доктор философских наук, автор более 10 монографий. В браке родился сын – Тимофей – заслуженный деятель искусств Украины.

Comments

.,.,.,.