Музыка ангелов: история Львовского органного зала

Дом органной и камерной музыки, или Львовский органный зал, – это место, где было реализовано множество разнообразных музыкальных и творческих проектов, где звучали классические произведения Баха, экспериментальные перформансы, оригинальные циклы песен. Органный зал имеет длинную и интересную историю, пишет lviv-trend.in.ua.

Искусство в святыне

Органный зал был открыт в 1988 году, в помещении римско-католического костела святой Марии Магдалины. Сам же костел начали сооружать еще в 1600 году благодаря фундации владелицы этого земельного участка Анны Пстроковской. Она передала ее в полное распоряжение ордену доминиканцев, которые и приступили к возведению костела.

Строительством сначала руководил львовский архитектор Мартин Годный, позже к нему присоединился строитель Войцех Келар. Завершили строительство в 1635 году. В том же году рядом с костелом было построено деревянное здание семинарии и монастырские кельи.

В начале ХVІІІ века костел разграбили шведские войска. Кроме того, храм часто страдал от пожаров, так что в середине этого же века остро назрела необходимость его реконструкции. Ее совершил Мартын Урбаник. Интересно, что во время перестройки, словно предчувствуя культурологическое будущее сооружения, в нем, как ни в каком другом львовском храме, были максимально учтены законы акустики.

В течение 1870-90-х годов произошла очередная перестройка костела, проведенная под руководством ведущего львовского архитектора Юлиана Захаревича. В 1920-х годах костел, несколько поврежденный в ходе Первой мировой и украинско-польской войн, перешел в собственность «Львовской политехники». Тогда он стал академической каплицей для преподавателей и студентов.

В 1932 году в храме установили орган, который изготовила чешская фирма.

Во время Второй мировой войны костел святой Марии Магдалины не получил повреждений и после ее окончания еще некоторое время оставался действующим римско-католическим храмом. Однако в 1962 году советские власти решили ликвидировать парафию и закрыть костел, который вновь был передан Львовскому политехническому институту (ранее – «Львовская политехника»). Тогда здесь устроили спортивный зал, а позже – танцевально-концертный.

Апсида – самая древняя часть костела

В 1969 помещение решили передать Львовской областной филармонии для размещения там Дома органной и камерной музыки. Около двадцати лет продолжались реставрационные работы, перестроили и сам орган. А в 1988 году органный зал наконец-то был открыт.

В 1998 году в храме возобновили богослужение. С этого времени здание выполняет двойную функцию: сакральную и культурно-просветительскую. Здесь даже устроили скамейки-трансформеры, чтобы поворачивать спинки в нужную сторону, направляя в сторону алтаря или сцены.

Старейший концертный орган в Украине

За орган, который был установлен в апреле 1932 года, заплатили 106 200 злотых. Он старейший в Украине. 4 июня того же года его освятили, а монтаж инструмента и ввод в действие состоялся четыре года спустя.

Орган обладал огромными в то время музыкальными возможностями, для его конструкции были использованы все самые современные органные разработки. Главная консоль размещалась на балконе. 12 регистров разместили отдельно, в другом конце зала. Такое размещение регистров способствовало тембровому разнообразию. Звучание становилось эхообразным и таинственным.

Также орган имел дополнительный пульт управления в алтаре, 4-й мануал, так называемый хор. Наличие двух пультов позволяло играть из любой части зала. Акустической особенностью стало то, что во время игры в этой части зала должны были быть открыты окна, иначе звук был бы глухим.

В 1968 году, при реконструкции, пришлось заменить пульт, восстановить утраченные трубы, изменить распределение регистров. Второй пульт восстановлен не был. Сохранились шкаф и воздушные каналы.

Первые концерты

Данные о самых первых органистах, игравших еще до Второй мировой войны, были утрачены. Зато известно, какие концерты проходили после войны. В частности, в 60-80-е годы здесь проводили концерты Львовского камерного оркестра.

Солистами были выдающиеся музыканты: Александр Слободяник исполнил концерт № 22 Вольфганга Амадея Моцарта; Олег Криса исполнил концерты № 3, 4, 5 Вольфганга Амадея Моцарта, концерт Антонио Вивальди, концерт № 2 Феликса Мендельсона. Кроме того, здесь выступали Игорь Ойстрах, Владимир Спиваков, Наталья Гутман, Алексей Горохов. Также в этом зале состоялось первое во Львове исполнение концерта Альфреда Шнитке.

С гастролями во Львов приезжал швейцарский органист и композитор Лионель Рогг. Сольные концерты проводили еще и француз Жан Жак Грюневальд, эстонцы Хуго Лепнурм и Рольф Уусвелии, литовец Леопольдас Дигрис, украинец Арсений Котляревский.

В 1988 году главным органистом стал Виталий Пивнов, ученик отца украинской органной школы Арсения Котляревского. А в 2005-м провели третью реконструкцию органа, приуроченную к 750-летию Львова.

Тайны органного зала

Советская армия изуродовала и уничтожила в костеле ценные памятники, в частности, росписи над аркой пресвитерия и в коридоре, баптистерии с фресками, алтари, фигуру Богородицы и т.д.

В 1995 году в костеле провели археологические раскопки, во время которых под алтарной частью храма, кроме человеческих останков, было найдено сокровище с 26 золотыми монетами середины XIX – начала XX века.

Однако наиболее интересной находкой оказалась тайная крипта. Археологи так и не выяснили, для чего было предназначено это квадратное здание без входа. По предположениям, там могла бы быть расположена библиотека или хранилище монахов-доминиканцев.

Кроме того, в 2019 году украинско-польская группа реставраторов обнаружила, что сохранившиеся на стенах фрески принадлежат известному художнику Яну Генрику Розену. Их датируют 1931 годом. В советское время фрески замуровали, а помещения, где они находились, превратили в туалеты. Зондирование стен в туалетах показало, что под слоями извести, краски и плитки скрыты росписи.

Роскошное здание костела, объединяющее черты архитектуры Ренессанса и барокко, – это дом музыки ангелов и место, где спрятана целая история.

Comments

.,.,.,.